Выдающиеся личности в истории россии.

Выдающийся советский терапевт, действительный член АМН СССР, Герой Социалистического Труда (1967).

В 1922 году окончил Киевский медицинский институт. На протяжении 12 лет он работал бок о бок с такими яркими представителями медицинской науки, как Ф.Г. Яновский и Н.Д. Стражеско, влияние которых на молодого доктора было бесспорным. В факультетской терапевтической клинике Киевского медицинского института В.Х. Василенко несколько лет проработал ассистентом и доцентом.

В 1935 г. В.Х. Василенко был избран заведующим кафедрой терапии института усовершенствования врачей, одновременно продолжая работать в Институте клинической медицины под руководством Н.Д. Стражеско.

В.Х. Василенко — автор более 250 научных работ, в том числе нескольких монографий. Научные исследования В.Х. Василенко проводил преимущественно в двух областях терапии — кардиологии и гастроэнтерологии. Большое значение имеют работы его работы: «Сердечная недостаточность», «Дистрофия миокарда», «Пороки сердца».

Еще в довоенный период, работая в Киеве, большое внимание он уделял изучению хронической недостаточности кровообращения. В процессе скрупулезно проводимых научных изысканий им было опровергнуто царившее в науке до той поры учение австрийского терапевта Г. Эппингера об изменении обмена молочной кислоты при недостаточности кровообращения и впервые описан метаболический алкалоз, развивающийся при хронической сердечной недостаточности (1939).

Существенный вклад внес В.Х. Василенко в понимание патогенеза нарушений обмена веществ при хронической недостаточности кровообращения и разработку патогенетических методов их лечения. Он обосновал патогенез симптомов утомления и усталости у декомпенсированных больных, описал синдром острой левопредсердной недостаточности при митральном стенозе, выделил пресистолический четвертый тон сердца. На основе исследования обмена веществ при недостаточности кровообращения В.Х. Василенко совместно с Н.Д. Стражеско предложил классификацию недостаточности кровообращения, которая в 1935 г. была принята XII Всесоюзным съездом терапевтов. В основе этой классификации лежат функциональный подход и качественная оценка изменений целостного организма, его физических резервов и возможностей. В 1940 г. В.Х. Василенко представил свои данные по этой теме в докторской диссертации под названием «Материалы об обмене веществ при хронической недостаточности кровообращения».

Первые годы Великой Отечественной войны В.Х. Василенко провел в Уфе в эвакуации, где работал доцентом в Башкирском медицинском институте и консультантом в эвакогоспиталях. С 1943 г. В.Х. Василенко находился в действующей армии на фронтах в качестве главного терапевта Северо-Кавказского, а затем 1-го Украинского фронтов. Во время наступления войск Северо-Кавказского фронта в 1943 г. (Таманский полуостров) в соединениях и частях фронта возникло массовое заболевание малярией. По просьбе В.Х. Василенко приказом командующего все госпитали фронта на 10 дней были переданы терапевтической службе. Всем больным малярией был проведен курс лечения акрихином и хинином, и к назначенному приказом сроку боеспособность частей и соединений была восстановлена. За успешно проведенную «терапевтическую операцию» В.Х. Василенко был награжден командованием боевым орденом Отечественной войны 1-ой степени.

Свои наблюдения и опыт периода Великой Отечественной войны В.Х. Василенко обобщил в ряде оригинальных научных работ: «Принципы организации терапевтической помощи в условиях фронта» (1944), «Крупозная пневмония» (1947). После войны он несколько лет возглавлял терапевтическую службу Львовского и Прикарпатского военных округов.

В 1948 г. по конкурсу его избрали заведующим кафедрой пропедевтики внутренних болезней 1-го Московского медицинского института им. И.М. Сеченова, где он и работал до 1987 года.

В послевоенные годы В. X. Василенко выделил ряд клинических форм недостаточности кровообращения. Важные работы В.Х. Василенко посвящены диагностике и лечению инфаркта миокарда, обоснованию диагностической роли фотосканирования в диагностике постинфарктных аневризм сердца и внутрисердечного тромбоза.

Второе направление, которое В.Х. Василенко разрабатывал более 40 лет, — это гастроэнтерология. В 1967—74 гг. он возглавлял созданный при его непосредственном участии НИИ гастроэнтерологии Министерства здравоохранения СССР. Им описан ряд симптомов: физический признак резкого расширения желудка, шум плеска в эпигастральной области справа, симптом появления болей на высоте вдоха при поколачивании передней брюшной стенки в области проекции желчного пузыря (признак холецистита) и др.

С 60-х годов он исследует клинику и диагностику различных форм гастрита, язвы, острых «стрессовых» язв при инфаркте миокарда, желудочно-кишечных кровотечений, занимается вопросами ранней диагностики рака желудка.. Результаты разработки проблем диагностики заболеваний пищевода опубликованы В.Х. Василенко в монографии «Болезнь пищевода» (1971). Болезням оперированного желудка посвящена книга «Постгастрорезекционные расстройства» (1974). Самой высокой оценки за новизну и оригинальность заслужила работа В.Х. Василенко (совместно с А.Л. Гребеневым) «Болезни желудка и двенадцатиперстной кишки» (1981), в которой отражены последние достижения гастроэнтерологии и клинический опыт авторов в этой области. Ими приведены данные об этиологии, патогенезе, диагностике, дифференциальной диагностике, лечении и профилактике заболеваний желудка и двенадцатиперстной кишки (гастриты, язва, рак желудка). Обобщающим исследованием в области гастроэнтерологии можно назвать монографию «Ахалазия кардии» (1976).
В.Х. Василенко был прекрасным педагогом и лектором. Многие студенты и преподаватели, имевшие счастье общаться с ним, отмечают, что «покоряет в нем — манера обращения с больными»; он вдумчив, внимателен при обходах, стремится укрепить у больных надежду на выздоровление. За учебник «Пропедевтика внутренних болезней», в котором он выступает как соавтор и редактор, В.Х. Василенко был удостоен Государственной премии СССР. В том же, 1979 г. за цикл работ по диагностике, дифференциальной диагностике, терапии и профилактике заболеваний пищевода ему была присуждена премия им. Н.Д. Стражеско АМН СССР.

Глубиной мысли, новизной подхода отмечена и последняя книга ученого «Введение в клинику внутренних болезней» (1985), в которой автор изложил основные проблемы медицины, в совершенстве владея историческим методом, постарался дать ответы на важные вопросы о том, как строить диагноз, прогноз, в чем сущность клинической концепции болезни и др.

В.Х. Василенко создал научную школу гастроэнтерологии. Он являлся председателем Всесоюзного научного общества гастроэнтерологов. Много лет служил академиком-секретарем Отделения клинической медицины АМН СССР, был почетным членом Международного общества терапевтов, Шведского общества терапевтов, научных обществ гастроэнтерологов Германии, Болгарии, В.Х. Василенко возглавлял редакционный коллектив научного журнала «Клиническая медицина».

За свои многочисленные заслуги перед Отечеством награжден тремя орденами Ленина, орденами Октябрьской революции, Красного Знамени, Отечественной войны I и II степени, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов и другими почетными наградами.

В.Х. Василенко долгие годы был председателем Московского общества терапевтов. Кафедра пропедевтики внутренних болезней, которой он руководил с 1948 г., и клиника внутренних болезней носят его имя.

Анджей Вайда выдающийся кинорежиссёр

Польский режиссер Анджей Вайда родился 6 марта 1926 года в Сувалках. Вайда учился живописи в Академии изобразительных искусств в Кракове, но, не закончив курса, поступил на режиссерский факультет Лодзинской киношколы. Во время учебы он работал вторым режиссером на фильме "Пятеро с улицы Барской", который ставил режиссер А.Форд. Окончив в 1954 году киношколу, режиссер дебютировал картиной "Поколение", которая положила начало "польской школе кино". Широкое признание к Вайде пришло после фильма "Канал" (1956), удостоенного нескольких премий, в том числе специального приза на кинофестивале в Канне в 1957 году. Одной из лучших работ Анджея Вайды этого периода считается лента "Пепел и алмаз", поставленная им по одноименному роману Ежи Анджеевского и рассказавшая о трагедии молодых подпольщиков. Роль Мацека в этом фильме принесла известность актеру Збигневу Цибульскому. В дальнейшем темы войны режиссер касался в картинах "Летна", "Самсон", "Пейзаж после битвы", "Корчак", "Перстенек с орлом в короне", "Страстная неделя". Кроме того, Анджей Вайда снимал лирические фильмы и сатирические комедии ("Барышни из Вилко", "Березняк", "Земля обетованная", "Невинные чародеи", "Охота на мух"). Немалое место занимают в творчестве режиссера экранизации литературной классики, как польской, так и мировой - "Свадьба", "Сибирская леди Макбет", "Бесы", "Пилат и другие". Заметный общественно-политический резонанс, и не только в Польше, вызвало творчество Вайды в конце 1970-х - начале 1980-х годов, когда он снял такие фильмы, как "Человек из мрамора", "Без наркоза", "Человек из железа", "Дантон".
Кроме кинематографа Анджей Вайда с конца 1950-х годов работал в театре, в числе поставленных им спектаклей несколько вариантов "Гамлета", "Бесы" и "Преступление и наказание" (по Ф.М.Достоевскому).
Творчество режиссера было отмечено премиями "Оскар", "Сезар", "Феликс", а также рядом престижных международных премий в Японии, Италии, Греции; Вашингтонский и Ягеллонский университеты присвоили ему звание почетного доктора.
В 1999 году Анджей Вайда поставил историческую картину "Пан Тадеуш", рассказывающую о Польше времен Наполеоновских войн.
В 2000 году Анджей Вайда получил премию "Оскар" за заслуги в кинеметографии.

Генрик Венявский - великий польский скрипач и композитор

Великий польский скрипач и композитор. Родился 10 июля 1835 г. в Люблине, умер 31 марта 1880 г. в Москве. В 1843 г. был принят в консерваторию в Париже, где с 1844 г. был учеником Л.Массарта. В 1846 г., успешно закончив консерваторию, начал активную концертную деятельность. В 1851-1853 гг. вместе с братом Юзефом выступал в Польше, России, Германии, а затем концертировал во Франции и Англии. В 1860-1872 гг. был солистом императорского двора в Петербурге. В 1862-1868 гг. - профессор по классу скрипки Петербургской консерватории. Вместе с Антоном Рубинштейном совершил большое турне по странам Америки (1872-1874). В 1875-1877 гг. - профессор Брюссельской консерватории по классу скрипки. Затем вновь вернулся к концертной деятельности.
Был блестящим виртуозом, которого по яркости таланта сравнивали с великим Н.Паганини. Представитель романтического исполнительского искусства. Как композитор обогатил скрипичный репертуар (полонезы, мазурки и др.). Его именем названы многие международные конкурсы, учрежденные в Варшаве (с 1935), в Познани (с 1952), а также конкурсы композиторов и скрипичных мастеров (с 1956).

Анна Герман популярная в прошлом певица

Анна Герман родилась 14.02.1936 в Советском Союзе в городе Ургенче (Средняя Азия) в семье русских переселенцев. Среди ее далеких предков, были эмигранты из Голландии, которые оказались в России в середине XVII века. Прапрадед Анны по отцовской линии, около сорока лет проживший на хуторе на юге Украины, вынужден был отправился в Среднюю Азию, где и остался навсегда.
Родным языком для Анны стал русский язык в силу семейных традиций. Своего отца Анна практически не помнила - когда ей было два года, его арестовали и отправили в лагерь, где он и пропал. Вскоре умер от болезни и младший брат Анны. После этого им с мамой пришлось много скитаться - они жили в Новосибирске, Ташкенте, Джамбуле, где их застала война.
Мать Анны вторично вышла замуж и после войны в 1946 году они уехали в Польшу на родину ко второму мужу. Там Анна пошла в школу. Особенно хорошо ей давались языки (ей с детства приходилось общаться на разных местных языках еще на родине) - она хорошо знала голландский, итальянский. Прекрасно рисовала. Тогда же начала петь. После окончания школы Анна подала документы на факультет геологии. Там на геологическом факультете Вроцлавского университета, проявился ее талант в студенческом театре «Каламбур», на Вроцлавской эстраде. Проучившись шесть лет, в геологию не пошла - выбрала песню.
Первый успех пришел к ней на 3-м Сопотском фестивале, потом был триумф на втором фестивале польской песни в Ополе с песней «Танцующие Эвридики». Первые выступления в Москве, где ей предложили записать первую пластинку, снова Сопот, гастроли в США, выступление в парижской «Олимпии» вместе с Далидой.
В 1967 Герман покоряет Италию на фестивале в Сан-Ремо где были такие знаменитости в то время как Доменико Модуньо, Далида, Сонни, Шер, Клаудио Вилла. Позже имеет большой успех на фестивале неаполитанской песни в Сорренто. Все складывалось хорошо, но, к сожалению, судьба обошлась с ней жестоко - она попала в автомобильную катастрофу.
Анна с водителем ехали в машине по горной дороге. На одном из сложных участков дороги водитель задремал и машина врезалась в бетонное ограждение. В результате столкновения Анну выбросило из машины так далеко, что ее поначалу просто не заметили. В этой автокатастрофе она получает сложные переломы позвоночника, обеих ног, левой руки, сотрясение мозга. 12 дней Анна не приходит в сознание, затем следуют тяжелые операции, все ее тело заковано в гипс.
Лишь к 1970 она начинает ходить по квартире. Весной 1972 Герман возобновляет концертные поездки. Осенью она приезжает в Москву и записывает песню А. Пахмутовой и Н. Добронравова «Надежда». В Польше у нее не оказалось своего автора, а в СССР ей стали предлагать свои новые песни В. Шаинский, О. Фельцман, В. Добрынин, Е. Птичкин, А. Бабаджанян, Я. Френкель и многие другие композиторы. В 70-е годы А. Герман стала часто исполнять песни для Российских слушателей, которые им очень понравились особенно в ее исполнении. Многие из этих песен стали шлягерами того времени, а некоторые остались навсегда. Например: "Надежда", "Когда цвели сады", "Мы долгое эхо друг друга", "Гори, гори моя звезда" и др.
В 1975 году у нее родился сын. Вроде все складывалось хорошо, но судьба в очередной раз обошлась с ней жестоко - в начале 80-х годов у нее обнаружили рак. Зная об этом, Анна отправилась на свои последние гастроли - в Австралию. Вернувшись, легла в больницу. Там ей сделали три сложные операции. Однако спасти А. Герман так и не удалось.
А. Герман похоронили на варшавском кладбище а на черном надгробии выгравировали скрипичный ключ и ноты.

Станислав Лем - знаменитый писатель-фантаст

ЛЕМ (LEM) Станислав (р. 12.09.1921). Видный польский писатель, драматург, критик, литературовед и оригинальный философ, известный также произв. др. жанров (детективной лит-ры, поэзии), ведущий автор нац. НФ литры, классик совр. НФ. Родился во Львове (ныне - Украина). Был вынужден прервать учебу в Львовском (ныне -Украина) мед. ин-те в связи с нач. второй мировой войны; в годы нем. оккупации работал автослесарем, сварщиком, участвовал в польском движении Сопротивления. После окончания войны вместе с семьей репатриировался в Польшу, окончил мед. ф-т Ягеллонского ун-та в Кракове и нек-рое время работал по специальности; с нач. 1950-х гг. - професс. писатель. Дебютировал в лит-ре в 1946 г.; в НФ - тогда же (р-зы “Чужой” и “История одного открытия”, а также повесть “Человек с Марса”). После установления в Польше военного положения в 1980 г. уехал в Зап. Берлин, также жил в Австрии, Италии; вернулся на родину в конце 1980-х гг. Почетный д-р Вроцлавского политехнического ин-та. Лауреат мн. нац. и иностр. лит. премий, в т. ч. Гос. премии ПНР (1976), Гос. премии Австрии (1956). НФ и философское тв-во Л. (одного, видимо, из последних мыслителей - энциклопедистов), обычно тесно смыкающееся в большинстве его произв., представляет собой уникальный лит. и общекультурный феномен 2-й пол. XX в. Обычно в НФ романах и р-зах писателя, мн. из к-рых входят в золотой фонд совр. НФ, “обкатывались” его оригинальные и смелые философские концепции, касающиеся перспектив разл. наук, от кибернетики до космической цивилизаторской деятельности в целом. К наиболее известным НФ произв. Л. относятся: ранние романы - “Астронавты” (1951; рус. 1955) и “Магелланово облако” (1955; рус. 1958); сатирические циклы - “Звездные дневники Ийона Тихого” (1957; рус. 1961), впоследствии продолженные повестями и даже романами, и “Кибериада”, также составивший неск. сб.; цикл о космическом пилоте Пирксе - сб. “Рассказы о пилоте Пирксе” (1968) и др., поздний роман “Фиаско” (1987); романы - “Эдем” (1959; рус. 1967), “Солярис” (1961; рус. сокр. 1963; доп. 1976), “Возвращение со звезд” (1961; рус. 1965), “Непобедимый” (1964; рус. 1964) и др. Одна из повестей о Пирксе и роман “Солярис” экранизированы, причем вторая экранизация А. Тарковского относится к шедеврам мировой кинофантастики. Л. также известен оригинальной философски - футурологической книгой “Сумма технологии” (1964; рус. 1968), рядом философских и лит.-критических трудов.

Адам Мицкевич- знаменитый польский поэт

МИЦКЕВИЧ, АДАМ (Mickiewicz, Adam) (1798–1855), польский поэт. Родился 24 декабря 1798 в Новогрудке (ныне Белоруссия) в мелкопоместной шляхетской семье. В 1819 закончил Виленский университет. В 1822 и 1823 опубликовал два небольших поэтических сборника, обозначивших начало романтического направления в польской литературе. В 1824 за активное участие в польских патриотических организациях был выслан в Россию; жил в Одессе, Москве и Санкт-Петербурге; в 1829 получил разрешение выехать в Западную Европу.
В России Мицкевич написал Крымские сонеты (Sonety krymskie, 1826) и эпическую поэму в байроновском духе Конрад Валленрод (Konrad Wallenrod, 1828), свидетельствовавшие о поэтической зрелости. В 1829–1831 жил преимущественно в Риме, где, испытав духовный кризис, увлекся мистицизмом. Без особого энтузиазма попытавшись присоединиться к участникам Польского восстания 1830–1831, в 1832 поселился в Париже, где провел большую часть оставшейся жизни. В 1832–1834 написаны две его величайшие поэмы: III часть Дзядов (Dziady) и Пан Тадеуш (Pan Tadeusz). В первой Мицкевич изложил свою «мессианскую» идею, отведя полякам такое же место среди других народов, какое занимал Христос среди людей: Польша была распята, но воскреснет и положит начало новой исторической эпохе. Действие Пана Тадеуша разворачивается в сельской Литве в канун нашествия Наполеона на Россию в 1812; в основе сюжета – распри местных польских шляхтичей, благополучно завершившиеся свадьбой.
После Пана Тадеуша Мицкевич практически перестал писать стихи. В 1840 он стал первым профессором славянской литературы в парижском Коллеж де Франс. В 1841 подпал под влияние апологета польского мессианства мистика А. Товяньского, в учении которого вера в возрождение Польши сочеталась с верой в непрекращающуюся деятельность духа Наполеона. За пропаганду товянизма французское правительство в 1845 отстранило Мицкевича от чтения лекций, а в 1852 он был отправлен в отставку. В 1855 Мицкевич уехал в Константинополь, где намеревался организовать польский легион для помощи французам и англичанам в борьбе с Россией. Заразившись холерой, умер 26 ноября 1855. В 1890 прах Мицкевича был перевезен из Парижа в Краков и помещен в саркофаг в Вавельском кафедральном соборе.

Циприан Камиль Норвид - крупнейший поэт, драматург, художник

Циприан Камиль Норвид / Cyprian Kamil Norwid (1821 - 1883) Купитькнигипоэта Циприан Камиль Норвид - стихи, стихотворные переводы... Крупнейший польский поэт, драматург, художник. В 1842 году он покинул родину и уехал в Италию, желая продолжить художественное образование. В 1846 году был арестован в Берлине прусскими властями, после освобождения перебрался в Париж. В конце 1852 года выехал в Америку, затем снова вернулся в Европу, жил в Париже. Современник Мицкевича, Словацкого, Шопена. С грустью называя себя "неизвестным поэтом", он верил в возрождение гармонии в искусстве, которое, как утверждал поэт, можно постичь лишь в "обществе свободных личностей", отстаивающих свое право мыслить и созидать; он был сторонником прогрессивной эволюции, выступая против революционного насилия; именно в искусстве он видел силу воздействия на социальную действительность (поэма "Promethidiоn" - 1848-1850). Современники ценили Норвида как блестящего оратора и великолепного декламатора, прекрасного художника, но только создатели "Молодой Польши" оценили его литературный гений. Литературное наследие поэта характеризуют глубокие философские обобщения, смелое новаторство, но прежде всего - всесторонний интерес к человеку, к содержанию его жизни. Наиболее оригинальны его цикл "Vade mecum" (1865-66), в который вошел шедевр норвидовской лирики "Рояль Шопена", а также "Вещь о свободе слова" (1869). Эти и многие другие жемчужины интеллектуальной лирики поэта были опубликованы посмертно. Последние годы поэт жил в крайней нищете. С февраля 1877 он был вынужден жить в приюте на парижской окраине Иври. Скончался в 1883. Спустя пять лет прах поэта был перенесен на кладбище Монморанси и погребен в общей могиле безвестных польских скитальцев.
Большинство важнейших творений поэта сохранилось в фрагментах и дошло до нашего времени в рукописях: "За кулисами", "Тиртей", "Клеопатра", "A Dorio ad Phrygium", "Перстень великосветской дамы", "Эмиль из Гоставя", "Графиня Пальмира".
Сегодня имя Норвида в пантеоне польской литературы находится рядом с именами Мицкевича и Словацкого.

Кшиштоф Пендерецки - выдающийся композитор и дирижер

Выдающийся польский композитор и дирижер, одна из самых интересных личностей в современной мировой музыке, один из создателей современного музыкального авангарда. Выпускник Ягеллонского Университета и Высшего Государственного Музыкального Училища в Кракове (позже переименованного в Музыкальную Академию). С 1958 г. профессор композиции. Преподавал во многих учебных заведениях в Польше и за границей. В 1972-1987 гг. ректор Музыкальной Академии в Кракове. В 1987-1990 гг. был худ. руководителем Краковской филармонии. С 1988 г. - главный дирижер Северно-немецкого оркестра радио в Гамбурге.
Почетный член Королевской Музыкальной Академии в Лондоне и Стокгольме, почетный доктор многих университетов, лауреат самых престижных музыкальных премий мира, в том числе им. Сибелиуса в Хельсинки (1983), премии "Гремми" в США (1988), "Грейвмейер Авард" в США (1990).

Важнейшие произведения К.Пендерецкого:
- "Памяти жертв Хиросимы - трен" (1960)
- "Страсти по Луке" (1963/65)
- "Заутреня" (1970)
- "Космогония" (1970)
- "Магнификат"(1974)
- "Семь врат Иерусалима" (1996)
оперы:
- "Люденские демоны" (1968)
- "Потерянный рай" (1978)
- "Черная маска" (1987)
- "Король Убю" (1991).
Автор пяти симфоний, трех квартетов, ряда концертов и др.

Юлиуш Словацки - великий поэт и драматург

Великий поэт и драматург, наряду с А. Мицкевичем является основоположником польского романтизма. Образование получил в Вильнюсском университете им. Стефана Батория. Во время ноябрьского восстания 1830 г. работал в Дипломатическом бюро Национального правительства. В патриотических стихах, написанных в этот период, звучит голос поэта-гражданина. "Воскресение народа стало моментом воскресения мечтаний," - писал позже Ю. Словацки в автобиографии. Однако в марте 1831 г. поэт покинул Варшаву (уехал как дипкурьер в Париж, а затем в Лондон). После поражения восстания Ю. Словацки остался в эмиграции. Жил в основном в Париже, 1833-1836 провел в Женеве, в 1837-38 путешествовал по Греции, Египту и странам Ближнего Востока.В своих ранних произведениях Ю. Словацки подражал Байрону и Шекспиру. В период зрелого творчества стал выразителем исканий и разочарований своего поколения, предъявляя от его имени счет жизни и истории. Творчество поэта поражает многогранностью жанровых поисков, обилием замыслов, многие из которых, впрочем, так и не были доведены до конца. Особенно значителен его вклад в развитие романтической драмы. Драмы "Кордиан" (изд. 1834, пост. 1899), "Балладина" (1835, изд. 1839, пост. 1862), "Лилла Венеда" (1840, пост. 1863), являются шедеврами польской драматургии. Мотивы индивидуального трагизма переплетаются в них с национальными историко-философскими проблемами. В драмах "Балладина" и "Лилла Венеда" поэт пытался найти в мире мифов и преданий образцы национального характера и истории. Мастерство в соединении трагических и комических мотивов, фантазии и реальности, которое заметно в "Балладине", наиболее полно проявилось в поэме "Беневски" (1841, неокончена), шедевре романтического субъективизма и литературной полемики. Другие важнейшие произведения Ю. Словацкого: прозаическая поэма "Ангелли" (1938); драмы "Горштынский" (1835), "Мазепа" (1840), "Серебряный сон Саломеи" (1844), "Самуэль Зборовский" (1845); романтическая комедия "Фантазий" (1841); неоконченная историко-философская поэма "Король-дух" (1845-1849).
Умер Ю.Словацки в Париже в 1849 году. С 1927 года прах поэта покоится в Кракове в усыпальнице Вавеля. Творчество Ю. Словацкого оказало огромное влияние на развитие польской литературы ("Молодая Польша" признала поэта своим покровителем и предшественником) и по сей день является живым источником идейного и художественного вдохновения.

Червоны Гитары - популярнейший польский молодёжный ансамбль шестидесятых годов

Czerwone Gitary - популярнейший польский молодёжный ансамбль шестидесятых годов. Основан в 1965 году в Грыни Я. Косселем (J. Kossel). В состав входили также: С. Караевски (S. Krajewski), К. Кленчон (K. Klenczon), Х. Зомерски (H. Zomerski), Я. Срыпчак (J. Skrzypczak) и Б. Дорновски (B. Dornowski).
"Червоны гитары" (Красные гитары) очень быстро завоевали популярность. В их репертуаре было множество популярных песен. Наиболее известные из них: "Матура" (Matura), "Не задирай нос" (Nie zadzieraj nosa), "Ведь ты боишься мышь" (Bo ty sie boisz myszy), "Никто на свете не знает" (Nikt na swiecie nie wie), "Белый крест" (Bialy krzyz), "Анна Мария" (Anna Maria), "Цветы в волосах" (Kwiaty we wlosach), "Разрешено с 18 лет" (Dozwolone od lat 18-tu).
В 1968 песня "Такие прекрасные глаза" (Takie ladne oczy) получила награду Комитета по делам Радио и Телевидения (Przewodniczacy Komitet d.s. PR i TV), а в 1969 "Белый крест" (Bialy Krzyz) получила награду Министра Культуры и Искусства (Ministr Kultury i Sztuki).
В 1970 из группы вышел Кленчон (Klenczon) (трагически погиб в 1981).
"Червоны гитары" после небольших изменений в составе в 1977 году в Сопоте завоевали вторую награду на конкурсе "Евровидения" с песней "Не успокоимся" (Nie spoczniemy).
Дискография: "To wlasnie my" (1996), "Czerwone Gitary 2" (1967), "Czerwone Gitary 3" (1968), "Na fujarce" (1970), "Consuela" (1971), "Czerwone Gitary - Warszawa" (1971), "Spokoj serca" (1971), "Rytm ziemi" (1974), "Dzien jeden w roku" (1976), "Port piratow" (1977), "Rote Gitarren" (1978), "The Best Of Czerwone Gitary" (1978), "The Best Of Czerwone Gitary" (1991), "The Best Of Czerwone Gitary 2" (1991), "The Best Of Czerwone Gitary 3" (1991), "Czerwone Gitary (1)" (1991), "Czerwone Gitary (2)" (1991), "Czerwone Gitary" (1994), "Ballady" (1994), "Koniec - Czerwone Gitary by Seweryn Krajewski" (1995), "Gold" (1996).

Фридерик Шопен - великий композитор

Великий польский композитор Фридерик Шопен родился (согласно официальным документам) 22 февраля 1810 года в Желязовой Воле. Сам композитор, однако, считал датой своего рождения 1 марта, что подтверждала и его мать. Шопен воспитывался в Варшаве в пансионе для детей знатного происхождения, который открыла его мать. Отец - Миколай Шопен - француз по происхождению, образованный сын вогезского крестьянина-винодела, прибыл из Лотарингии и остался в Польше, чтобы избежать службы в наполеоновской армии. Мать - Юстына Кшижановска - служила экономкой у графини Скарбек в поместье Желязова Воля. Юность Шопена - это постижение тайн композиции у Юзефа Эльснера, ректора консерватории; это быстрые успехи игры на фортепиано, это варшавские рауты, концертирование в фешенебельных салонах, и летние каникулы в поместьях товарищей по пансиону. Музыкальные способности Шопена проявились исключительно рано: уже в восьмилетнем возрасте его называли "польским Моцартом". 24.II.1818 года он дал первый публичный концерт. О нем заговорила вся Варшава. Шопен был пристальным наблюдателем окружавшей его жизни: следил за сменой стилей и мод, прежде всего - в мире искусства, за варшавскими спорами сторонников классицизма и романтизма. Одновременно происходило формирование Шопена как пианиста. Его выступления привлекли внимание публики и прессы в Варшаве, затем в Вене, где он дал первый концерт в 1829 году. В Вене же Шопена застало известие о начавшемся 29.XI.1830 года в Варшаве восстании, что вызвало у композитора, многие друзья которого участвовали в этом восстании, тяжелый душевный кризис. Трагические переживания этого времени отразились в созданных вскоре этюдах. Трем этюдам было дано название "Революционный" в силу исключительно драматического характера. Размышления о судьбах Польши и патриотический дух прозвучали позднее в героических полонезах Шопена, а отголоски тоски по Польше звучат в некоторых мазурках, написанных на Мальорке и в Ноане.
Осенью 1831 года Шопен приезжает в Париж. Первый парижский концерт 26 февраля 1832 года сразу же принес ему огромную популярность. Шопен быстро покорил парижские салоны своим блистательным юмором и гением импровизации, быстро вошел в избранный круг людей искусства. Здесь он сблизился с Листом, Мендельсоном, Мейербером, Галеви, Гейне, встречался с Мицкевичем, который безуспешно уговаривал его написать патриотическую оперу. Большую роль в жизни Шопена того парижского периода сыграла известная писательница Аврора Дюдеван, писавшая под псевдонимом Жорж Санд. Шопен бывал в ее летней резиденции в Ноане, госпожа Санд сопровождала уже тогда тяжело больного композитора в его поездке на Мальорку. В те годы (1838-1847) были написаны лучшие произведения Шопена - баллады, скерцо, фантазия фа минор, сонаты си-бемоль минор и си минор, баркарола, ряд вальсов и мазурок, а также полонезы фа-диез минор, ля-бемоль мажор и полонез-фантазия. В Ноане завершилось его творчество. После разрыва с Жорж Санд композитор отправился на несколько месяцев в Англию и Шотландию. Шопен скончался в Париже 17 октября 1849 года и был похоронен не кладбище Пер-Лашез. Согласно воле композитора, его сердце было перевезено сестрой в Варшаву и захоронено в подземелье костела св. Креста; в 1879 году оно было замуровано в одной из колонн этого храма, на которой сооружена доска с надписью: "Фридерику Шопену - соотечественники".
Шопен был одной из ярчайших творческих индивидуальностей в истории не только музыки, но и всей мировой культуры. Он сознательно посвятил себя только фортепианному творчеству, не писал ни опер, ни симфоний. Но он впервые превратил фортепианную музыку в столь самостоятельное мощное художественное царство.

Что значит быть знаменитым? Вот, к примеру, Чесли Салленбергер попал на вторую позицию рейтинга Топ-100 самых влиятельных людей 2009 года всего за удачную аварийную посадку самолета, в результате которого никто не пострадал. Но время проходит, и все эти рейтинговые имена стираются и растворяются за миллионами таких же рейтинговых имен. Но есть десять человек, о которых знают в любой части земного шара. О них знали, знают и будут знать. И мы предлагаем вам вспомнить эти десять человек в Топе Величайших людей всех времен. Имена в списке размещены в порядке возрастания, от десятого к самому важному, первому месту.

Величайшие люди всех времен. Топ-10. Сэр Исаак Ньютон

Если делать рейтинг людей по запросу в Google, то на десятом месте располагался бы Альберт Эйнштейн, за один месяц запрос “Альберт Эйнштейн” набирает до 6,1 миллионов поисковых запросов. Но об Исааке Ньютоне написано гораздо больше книг и Альберту Эйнштейну вряд ли когда-либо удастся победить его в этом смысле. Сэр Исаак Ньютон открыл Закон притяжения, придумал термин «сила тяжести», изобрел телескоп-рефлектор, победил Римско-католическую церковь обоснованием геоцентризма и определил, что любой, даже самый маленький объект во Вселенной движется. В свободное время Ньютон исследовал принципы оптики. Прожил долгую жизнь и умер в возрасте 84 лет.

Величайшие люди всех времен. Топ-10. Леонардо да Винчи

В случае с одним из величайших людей в истории Леонардо да Винчи, поиск в Google может быть достаточно неточным. И если вы впишите только имя «Леонардо», то Google выдаст кучу ссылок на ниндзя черепах и людей, которые утонули на Титанике. Но если вы наберете полное имя Леонардо да Винчи, сразу обнаружиться, что он известен всему миру. Человек, который мог бы делать все что угодно. И все книги о нем и его изобретениях являются, пожалуй, самым большим и интересным резюме в мире. Он был инженером, изобретателем, анатомом, архитектором, математиком, геологом, музыкантом, картографом, ботаником, писателем и скульптором. Он изобрел винтовку, пусть она и не была сразу похожа на то, что мы привыкли называть винтовкой, но винтовка Леонардо стреляла на расстояние 1000 ярдов. Он изобрел парашют, за 300 лет до того, как его изобрели официально. Он изобрел дельтаплан, за 400 лет до его официального изобретения. Дельтаплан Леонардо основывался на работе птичьих крыльев. Он смог представить себе, каким должен быть вертолет, однако так и не смог понять, что это должна быть за сила, чтобы поднять такую конструкцию в воздух. Он изобрел танк, который представлял собой сооружение, приводимое в движение с помощью коленчатого вала. Сооружение могло двигаться и стрелять одновременно и в разные стороны. Он изобрел ножницы, соединив болтом два ножа.

Наравне с невероятными, для своего времени изобретениями, Леонардо был великолепным художником и скульптором. Работа «Мона Лиза» является шедевром мировой портретной живописи, вокруг которого споры не умолкают и по сей день.

Величайшие люди всех времен. Топ-10. Вильям Шекспир

Вильям Шекспир человек, которого мы повторяем каждый день, цитируя и даже не подозревая, что эту фразу или выражение придумал именно он. Это удивительно, вспомните, как часто вы говорите что-то типа этого: «не все то золото, что блестит», «жалкое зрелище», «пища богов», «все хорошо, что хорошо кончается». Все это Шекспир. Ну и конечно, самая известная фраза маэстро: «быть или не быть». Эгил Аарвик, представитель Комитета Нобелевской премии, сказал однажды, что Шекспир был бы единственным человеком, который смог бы претендовать на получение Нобелевской премии больше одного раза.

Говоря о творчестве Шекспира, мы почти ничего не можем однозначно сказать о нем самом. О его жизни, о нем, как о человеке. Знаем только, что он был простым актером, а потом вдруг внезапно стал величайшим драматургом. Это дает повод распространению невероятному количеству слухов и том, был ли Шекспир Шекспиром.

Величайшие люди всех времен. Топ-10. Адольф Гитлер

Кто такой Адольф Гитлер знают все. Все мы знаем, что этот человек является первопричиной Второй мировой войны. Он спровоцировал войну по двум основным причинам, если можно так сказать. Первая: стать самым могущественным человеком на Земле и в истории, и править миром. Вторая причина: породить столько боли, сколько можно, против всех, кого лично он считал виновными в том, что Германия попала в оскорбительное и унизительное положение после Первой мировой войны.

Гитлер был великолепным оратором, и он знал, что хотят слышать его соотечественники и знал, что они чувствуют по отношению к обидчикам Германии те же чувства, что и он сам. Следовательно, поднять людей на «великие» свершения и завоевания было совершенно несложно.

Вторая мировая война стала самой тяжелой, самой кровавой войной в истории человечества. Она привела к самым большим человеческим потерям. Приблизительное количество жертв Второй мировой войны составляет 71 миллион человек. И Гитлер виноват в этом. И в течение войны, он знал об этом. Он знал, что все эти жертвы – его жертвы, и он был рад этому. Он гордился этим. Сегодня Гитлер в сердцах и умах людей находится в одном списке с «Дьяволом» и «Сатаной».

Величайшие люди всех времен. Топ-10. Апостол Павел из Тарса

На шестом месте нашего рейтинга Величайшие люди всех времен. Топ-10 располагается Апостол Павел из Тарса. Апостол Павел считается самым важным человеком в вопросе распространения христианства, его идеологии и принципов. Апостол Павел считается самым главным христианским апологетом.

Апостол Павел является самым известным и почитаемым апостолом из всех учеников Христа.

Величайшие люди всех времен. Топ-10. Сиддхартха Гаутама (Будда)

Возможно, вас это удивит, но большинство людей, которые запрашивают в Google имя Будды, не являются буддистами. В Западном полушарии и по всей Европе буддизм не так сильно распространен, как в Восточной части – Непале и Индии. Известно, что Будда был смертным человеком, который достиг нирваны и духовного пробуждения в возрасте 35 лет. Для достижения нирваны и духовного познания Будда просидел в медитации 49 дней под деревом, пока он не достиг знаний о том, что необходимо сделать, дабы прекратить человеческие страдания. Познав истину, Будда нес свое учение людям, чтобы все делающие могли освободиться от мучений в своей жизни. Этот путь называется Благородный Восьмеричный Путь, который состоит из: правильного воззрения, правильного намерения, правильного сосредоточения, правильной речи, правильных действий, правильного образа жизни, правильных усилий и правильной внимательности. По учению Будды, если придерживаться этих несложных правил, можно стать по-настоящему счастливым человеком, не зависящим ни от чего.

Величайшие люди всех времен. Топ-10. Моисей

Моисей почитается всеми основными современными религиями мира, и иудаизмом, и христианством, и исламом. Он является величайшим пророком Верхового Завета, освободителем еврейского народа от египетского рабства. Моисей был законодателем, судьей, человеком, через которому Господь передал свои основные 10 заповедей.

По легенде, Моисей был найден младенцем, в корзине, плывущим по Нилу и был взращен, как сын фараона. Нет никакой, по большому счету точной информации о Моисее, кроме того, что он вырос в благородной египетской семье, и в один прекрасный день увидел, как египтянин издевается над своим еврейским рабом, убил египтянина и сбежал в пустыню. Здесь, в пустыне, Бог впервые явился Моисею, в качестве горящего куста. Этот переломный момент вдохновил Моисея, и он вдохновленный пошел к фараону, просить, что бы тот отпустил всех евреев, иначе, Господь нашлет такие мучения египтянам, что они не выдержат. Так и произошло. Фараон сопротивлялся, а Господь показывал свою силу и насылал немыслимые мучения египетскому народу. В конечном итоге, фараон был вынужден отпустить Моисея вместе со всеми евреями.

Моисей водил евреев по пустыням в течение 40 лет, что бы все они переродились от рабства, здесь же Господь передал через Моисея свои основные законы.

Величайшие люди всех времен. Топ-10. Авраам

Бронзу нашего рейтинга Величайшие люди всех времен. Топ-10 занимает Библейский Авраам. И это не случайно. Авраам считается одним из первых пророков Ближнего Востока, первым, кто проповедовал единого Бога. По легенде, Бог заключает завет с Авраамом, потому, что тот был очень благочестив, непоколебим в своей вере в Бога. Этот завет отмечен обрезанием. Перед этим, Господь испытал веру Авраама, требуя, что бы тот убил своего сына Исаака и Авраам уже занес нож над сыном, когда Господь сказал, что это была проверка.

Величайшие люди всех времен. Топ-10. Магомет

Для не-мусульман, Магомет основал ислам. Для мусульман ислам уже был, но Магомет возродил его в сердцах людей. Мусульмане верят в то, что Господь передал через Магомета основные философские принципы и откровения, которые тот записал в основную религиозную книгу мусульман – Коран.

Магомет родился в Саудовской Аравии, у него было 13 жен. Не сохранилось ни одного точного изображения Магомета, потому как он считается последним пророком, посланным Аллахом, для того, чтобы учить людей основному пути мира и праведности, и что он слишком свят, чтобы все мы видели его лицо. За свою жизнь Магомет удалось объединить весь Ближний Восток под именем единого Бога – Аллаха.

Величайшие люди всех времен. Топ-10. Иисус из Назарета

Было бы непонятно, если бы первое место в Величайшие люди всех времен Топ-10, занял какой-то другой человек. Естественно – это Иисус из Назарета или Иисус Христос.

Все мы знаем историю жизни Иисуса, который родился у девственницы, умер в возрасте 33 лет, что его распяли на кресте, что он умер и через три дня воскрес, вознесся на небеса, в обитель Своего Отца и теперь сидит по правую руку от Бога.

Иисуса Христа принимают все религии мира, о нем и его жизни знают и верующие и атеисты. Быть может, не знают имени Христа, какие-нибудь самые примитивные народности и племена, живущие в дельте реки Амазонки или в непроходимых лесах Бразилии. Основной книгой, рассказывающей о жизни и деяниях Христа является Библия Новый Завет, отметим, что ежегодно продается 25 миллионов экземпляров Библии по всему миру.

Так, что даже если вы не верующий человек, вам придется принять тот факт, что самым известным человеком по всему миру является Иисус из Назарета.

Кто сегодня самые известные люди России? На кого ориентируется подрастающее поколение и взрослые? Кого сегодня знают больше - героев прошлого или современников? Давайте попробуем разобраться.

Известные люди

В список "Известные люди России" попадают самые разные персонажи. Это политики, писатели, артисты и музыканты. Недавно был составлен рейтинг самых популярных российских персоналий на основе поисковых запросов в Сети интернет.

Лидер рейтинга

Для большинства читателей не будет неожиданностью тот факт, что самым известным человеком в России стал действующий президент Владимир Путин.

Урожденный петербуржец. Во времена Советского Союза служил в Комитете государственной безопасности, в частности работал в ГДР.

Имена известных людей России хорошо знакомы всем. В случае с Путиным это подтверждают президентские выборы. Он уже трижды побеждал в этой гонке, получая поддержку не менее 60 процентов избирателей, пришедших на участки.

До поста главы государства Путин занимал должность руководителя Федеральной службы безопасности, а затем в течение полугода был премьер-министром страны. Перед Новым 2000 годом Путин сменил ушедшего в отставку Бориса Ельцина. До выборов находился в должность временно исполняющего обязанности президента Российской Федерации.

Сейчас Путин находится у власти уже третий срок. О его личной жизни известно немного. С женой он развелся. У него две дочери, личности и местонахождение которых не афишируются.

На посту премьера

Вторым по популярности человеком оказался действующий премьер-министр, экс-президент России Дмитрий Анатольевич Медведев. Он также по праву вошел в список "Известные люди страны России".

В начале 2000 годов он находился во главе совета директоров одной из крупнейших российских компаний - "Газпрома". В 2008 году победил на выборах президента России.

Большинству его деятельность запомнилась по активизации борьбы с коррупцией, более мягкой политикой на международной арене, страстью главы государства к современным технологиям. Именно в его эпоху в обиход россиян вошли слова "инновации" и "гаджеты".

В 2012 году его сменил на этом посту Владимир Путин, а Медведев стал премьер-министром и возглавил политическую партию "Единая Россия". На этих должностях остается и в настоящее время. В частности, он курирует реализацию крупнейших национальных проектов в стране.

Несмотря на более сдержанную внешнюю политику, именно в период его президентства произошел вооруженный конфликт в Абхазии между российской и грузинской армиями. Многие его окрестили Пятидневной войной.

Русский эпический роман

Не только наши современники попали в список "Известные люди России". Умершие в нем тоже присутствуют. Например, писатель Лев Толстой. Это один из крупнейших и популярных прозаиков и мыслителей XIX века. Причем не только в России, но и во всем мире. Его романами зачитываются в разных уголках земного шара.

Уникальность его состоит в том, что еще при жизни его признали самым великим из отечественных писателей. Толстой по праву носит титул "известный человек России". На английском до сих пор переиздаются практически все его романы.

Он считается одним из основоположников нового этапа в мировом реализме. Оказал сильное влияние на гуманистов во всем мире, а также на развитие реалистических традиций.

Его романы и повести многократно экранизировались самыми известными режиссерами. Например, совсем недавно в США вышел очередной мини-сериал по его эпопее "Война и мир".

Первый президент России

В перечень "Известные люди России" всегда включают и первого президента - Бориса Ельцина. Он пришел к власти в 1991 году в результате развала Советского Союза.

Уроженец Свердловской области, во время перестройки был олицетворением демократических веяний, которые были в то время так популярны в стране. В 1991 году был избран первым и единственным президентом РСФСР.

Именно с его именем связывают изменения, произошедшие в стране. В первую очередь это гласность, переход от плановой к рыночной экономике.

У многих к его политике большое количество претензий. Ему в вину ставят развал СССР, войну в Чечне, нестабильную экономическую ситуацию в стране, разгул бандитизма и преступности. В то же время специалисты отмечают, что только при Ельцине работали на самом деле независимые средства массовой информации, появилось понятие "частная собственность" и возможность вести предпринимательскую деятельность.

Примадонна

Люди творческих профессий так же популярны, как и политики. Поэтому нет ничего удивительного, что в список "Известные люди России 21 века" вошла певица Алла Пугачева. Даже несмотря на то, что ее карьера началась задолго до нового тысячелетия.

В свое время она была самой популярной исполнительницей на отечественной эстраде. В репертуаре Пугачевой полтысячи песен. Причем переводились они на десятки мировых языков, их поют поп-исполнители в разных странах мира.

Пластинки и альбомы Пугачевой, помимо СССР и России, издавались также в Германии, Польше, Болгарии и даже Японии и Южной Корее. Суммарный тираж всех дисков превысил четверть миллиарда штук.

Имя Аллы Пугачевой хорошо известно не только в России, но и в странах Восточной и Северной Европы. В нашей стране она неизменно признавалась самой популярной певицей с середины 70-х до 90-х годов. И сейчас не теряет своей известности. Даже невзирая на возраст. Ей уже 67 лет.

Гастрольную деятельность Пугачева официально прекратила в 2010 году, когда ей исполнилось 60 лет. В то же время она продолжает появляться на публике и вести творческую деятельность. Пугачева регулярно участвует в различных ток-шоу в качестве приглашенной звезды, эксперта или члена жюри.

Она замужем за известным мастером пародии Максимом Галкиным. У нее две дочери, сын и уже три внука.

Голос эпохи

Список "Известные люди России" был бы неполным без Владимира Высоцкого. Этот известный поэт и музыкант умер почти 40 лет назад, но его песни до сих пор слушают и те, кто застал его живым и ходил на его концерты, и те, кто родился через годы после его смерти.

Высоцкий - уникальный поэт, которому удавалось писать тексты песен для всех слоев общества без исключения. Он пел и про уголовников, и про фронтовиков, и про ученых, и про крестьян. Каждый чувствовал, что автор знает самое главное о его жизни и профессии. Многие были глубоко убеждены, что, не будучи фронтовиком или преступником, нельзя написать таких текстов. Но Высоцкий был не только поэтом, но и замечательным актером, сыгравшим в таких знаменитых картинах, как "Вертикаль", "Опасные гастроли", "Место встречи изменить нельзя".

Свои песни он исполнял на сцене под обычную семиструнную гитару. А еще был одним из ключевых актеров Театра на Таганке. Сыграл более чем в 20 спектаклях, в том числе предстал в образе шекспировского Гамлета.

По итогам опроса ВЦИОМ, в списке кумиров прошлого века он уступил только одному человеку.

Первый человек в космосе

Кумиром XX века россияне назвали Юрия Гагарина. Первого жителя планеты Земля, отправившегося в космос. Гагарин, родившийся незадолго до Великой Отечественной войны в небольшой деревушке в Смоленской области, с детства грезил небом. Он мечтал стать летчиком, поэтому отправился учиться в Саратов.

Вскоре после этого попал в экспериментальную программу подготовки к первому полету человека в космос. Готовили, конечно, несколько человек, кто из них полетит, не было известно до самого последнего момента. Счастливый билет выпал Юрию Гагарину.

На ракете "Восток" он стартовал 12 апреля 1961 года, открыв для человечества космическую эру. Его полет продолжался 108 минут. После этого он успешно приземлился возле городка Энгельса в Саратовской области.

Гагарин в один миг стал мировой знаменитостью. Его приглашали за рубеж, он посетил не менее 30 государств, ужинал с королевой Великобритании.

Правда, в космос ему больше не суждено было полететь. Но он остался в авиации, тестировал новые самолеты. Трагически погиб в 1968 году, выполняя учебные полеты на самолете МиГ. Его смерть стала общенациональным трауром во всей стране.

Солнце русской поэзии

Рассказывая о самых известных русских людях, нельзя забыть о поэте XIX века Александре Сергеевиче Пушкине. Нет в России человека, который бы не знал хотя бы несколько его стихов. Поэзию Пушкина проходят в школе и университете, но с уверенностью можно сказать, что изучить его досконально не удалось до сих пор. Так много скрытых смыслов и знаков есть в его стихах.

Пушкин - основатель русского литературного языка. Воспитанный на французской литературе и сказках своей няни Арины Родионовны, он сумел создать лучшие поэтические произведения, которыми до сих пор гордится русский язык.

Антропов Алексей Петрович (1716-1795) - русский живописец. Портреты Антропова отличают связь с традицией парсуны, правдивость характеристик, живописные приемы барокко.

Аргунов Иван Петрович (1729-1802) - русский крепостной живописец-портретист. Автор репрезентативных парадных и камерных портретов.

Аргунов Николай Иванович (1771-1829) - русский крепостной живописец-портретист, испытавший в своем творчестве влияние классицизма. Автор известного портрета П. И. Ковалевой-Жемчуговой.

Баженов Василий Иванович (1737-1799) - крупнейший русский архитектор, один из основоположников русского классицизма. Автор проекта реконструкции Кремля, романтического дворцово-паркового ансамбля в Царицыне, дома Пашкова в Москве, Михайловского замка в Петербурге. Его проекты отличали смелость композиции, разнообразие замыслов, творческое использование и сочетание традиций мировой классической и древнерусской архитектуры.

Беринг Витус Ионассен (Иван Иванович) (1681-1741) - мореплаватель, капитан-командор русского флота (1730). Руководитель 1-й (1725-1730) и 2-й (1733-1741) Камчатских экспедиций. Прошел между Чукотским полуостровом и Аляской (пролив между ними теперь носит его имя), достиг Северной Америки и открыл ряд островов Алеутской гряды. Именем Беринга названы море, пролив и остров в северной части Тихого океана.

Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825) - русский живописец-портретист. Его работам присущи черты сентиментализма, сочетание декоративной тонкости и изящества ритмов с верной передачей характера (портрет М. И. Лопухиной и др.).

Волков Федор Григорьевич (1729-1763) - русский актер и театральный деятель. В 1750 г. организовал в Ярославле любительскую труппу (актеры - И. А. Дмитревский, Я. Д. Шумский), на основе которой в 1756 г. в Петербурге был создан первый постоянный профессиональный русский публичный театр. Сам играл в ряде трагедий Сумарокова.

Державин Гаврила Романович (1743-1816) - русский поэт. Представитель русского классицизма. Автор торжественных од, проникнутых идеей сильной российской государственности, включавших сатиру на вельмож, пейзажные и бытовые зарисовки, философские размышления - "Фелица", "Вельможа", "Водопад". Автор многих лирических стихов.

Казаков Матвей Федорович (1738-1812) - выдающийся русский архитектор, один из основоположников русского классицизма. В Москве разработал типы городских жилых домов и общественных зданий, организующих большие городские пространства: Сенат в Кремле (1776-1787); Московский университет (1786-1793); Голицынская (1-я Градская) больница (1796-1801); дом-усадьба Демидова (1779- 1791); Петровский дворец (1775-1782) и др. Проявил особый талант в оформлении интерьеров (здание Дворянского собрания в Москве). Руководил составлением генерального плана Москвы. Создал архитектурную школу.

Кантемир Антиох Дмитриевич (1708-1744) -русский поэт, дипломат. Просветитель-рационалист. Один из основоположников русского классицизма в жанре стихотворной сатиры.

Кваренги Джакомо (1744-1817) - русский архитектор итальянского происхождения, представитель классицизма. В России работал с 1780 г. Монументальностью и строгостью форм, пластической законченностью образа отличаются павильон "Концертный зал" (1786) и Александровский дворец (1792-1800) в Царском Селе, Ассигнационный банк (1783-1790), Эрмитажный театр (1783-1787), Смольный институт (1806-1808) в Петербурге.

Крашенинников Степан Петрович (1711-1755) - русский путешественник, исследователь Камчатки, академик Петербургской академии наук (1750). Участник 2-й Камчатской экспедиции (1733-1743). Составил первое "Описание земли Камчатки" (1756).

Кулибин Иван Петрович (1735-1818) - выдающийся русский механик-самоучка. Автор множества уникальных механизмов. Усовершенствовал шлифовку стекла для оптических приборов. Разработал проект и построил модель одноарочного моста через р. Неву пролетом 298 м. Создал прототип прожектора ("зеркальный фонарь"), семафорный телеграф, дворцовый лифт и др.

Лаптев Харитон Прокофьевич (1700-1763) - капитан 1-го ранга. Обследовал в 1739--1742 гг. побережье от р. Лены до р. Хатанги и Таймырский полуостров.

Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735-1822) - русский живописец. В композиционно эффектных парадных портретах торжественность сочетается с жизненностью образов, красочным богатством ("Кокоринов", 1769-1770; серия портретов воспитанниц Смольного института, 1773- 1776); углубленно-индивидуальны по характеристикам, сдержанны по цвету интимные портреты ("М. А. Дьякова", 1778). В поздний период отчасти воспринял влияние классицизма (портрет Екатерины II, 1783).

Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765) - первый -русский ученый-энциклопедист мирового уровня, поэт. Основоположник современного русского литературного языка. Художник. Историк. Деятель народного образования и науки. Обучение проходил в Славяно-греко-латинской академии в Москве (с,1731), Академическом университете в Петербурге (с 1735), в Германии (1736-1741), С 1742г.- адъюнкт, с 1745 г. - первый русский академик Петербургской академии наук. Член Академии художеств (1763).

Майков Василий Иванович (1728-1778) - русский поэт. Автор поэм "Игрок ломбера" (1763), "Елисей, или Раздраженный Вакх" (1771), "Нравоучительные басни" (1766^1767).

Ползунов Иван Иванович (1728-1766) - русский теплотехник, один из изобретателей теплового двигателя. В 1763 г. разработал проект универсального парового двигателя. В 1765 г. создал первую в России паротеплосиловую установку для заводских нужд, проработавшую 43 дня. Умер до ее пробного пуска.

Поповский Николай Никитич (1730-1760) - русский просветитель, философ и поэт. Профессор Московского университета (с 1755). Сторонник и один из идеологов просвещенного абсолютизма.

Растрелли Бартоломео Карло (1675-1744) - скульптор. Итальянец. С 1716г. - на службе в Петербурге, Его произведениям свойственны барочная парадность и пышность, умение передавать фактуру изображаемого материала ("Императрица Анна Иоанновна с арапчонком", 1733- 1741).

Растрелли Варфоломей Варфоломеевич (1700-1771) - выдающийся русский архитектор, представитель барокко. Сын Б. К. Растрелли. Его работам свойственны грандиозный пространственный размах, четкость объемов, строгость прямолинейных планов в сочетании с пластичностью масс, богатством скульптурного убранства и цвета, прихотливой орнаментикой. Крупнейшими произведениями являются Смольный монастырь (1748-1754) и Зимний дворец (1754-1762) в Петербурге, Большой дворец в Петергофе (1747-1752), Екатерининский дворец в Царском Селе (1752-1757).

Рокотов Федор Степанович (1735-1808) - русский живописец. Тонкие по живописи, глубоко поэтичные портреты проникнуты осознанием духовной и физической красоты человека ("Неизвестная в розовом платье", 1775; "В. Е. Новосильцова", 1780 и др.).

Сумароков Александр Петрович (1717-1777) - русский писатель, один из видных представителей классицизма. В трагедиях "Хорев" (1747), "Синав и Трувор" (1750) и других ставил проблемы гражданского долга. Автор многих комедий, басен, лирических песен.

Татищев Василий Никитич (1686-1750) - русский историк, государственный деятель. Управлял казенными заводами на Урале, был астраханским губернатором. Автор многих трудов по этнографии, истории, географии. Самое крупное и известное произведение - "История Российская с древнейших времен".

Тредиаковский Василий Кириллович (1703-1768)- русский поэт, филолог, академик Петербургской академии наук (1745-1759). В работе "Новый и краткий способ к сложению российских стихов" (1735) сформулировал принципы русского силлабо-тонического стихосложения. Поэма "Тилемахида" (1766).

Трезини Доменико (1670-1734) - русский архитектор, представитель раннего барокко. По национальности швейцарец. В России с 1703 г. (приглашен для участия в строительстве Санкт-Петербурга). Построил летний дворец Петра I (1710-1714), собор св. Петра и Павла в Петропавловской крепости (1712-1733), здание 12-ти коллегий (1722-1734) в Петербурге.

Фельтен Юрий Матвеевич (1730-1801) - русский архитектор, представитель раннего классицизма. Автор Старого Эрмитажа (1771-1787), ограды Летнего сада (1771- 1784) в Петербурге. Участвовал в сооружении гранитных набережных Невы (с 1769).

Херасков Михаил Матвеевич (1733-1807) - русский писатель. Автор известной эпической поэмы "Россияда" (1779), написанной в духе классицизма.

Шелихов (Шелехов) Григорий Иванович (1747- 1795)- русский купец, первопроходец. В 1775г. создал компанию для пушного и зверобойного промысла на северных островах Тихого океана и Аляске. Основал первые русские поселения в Русской Америке. Провел значительные географические исследования. На базе созданной Шелиховым компании была в 1799 г. образована Российско-американская компания.

Шубин Федот Иванович (1740-1805)-выдающийся русский скульптор. Представитель классицизма. Создал галерею психологически выразительных скульптурных портретов (бюсты А. М. Голицына, 1775; М. Р. Паниной, 1775;

И. Г. Орлова, 1778; М. В. Ломоносова, 1792 и др.).

Яхонтов Николай Павлович (1764-1840) - русский композитор. Автор одной из первых русских опер "Сильф, или Мечта молодой женщины".